Андрей (prodavec_ovec) wrote,
Андрей
prodavec_ovec

Это надо видеть: любимые фильмы Джима Джармуша

Один из главных режиссеров американского независимого кино делится списком важных картин, снабдив его ценными комментариями: от классики немого кино и великих японцев до редких хорроров и грошового guilty pleasure

01. «Дорога грома» (Артур Рипли, 1958)
01. «Дорога грома» (Артур Рипли, 1958)

Первый фильм, который произвел на меня сильное впечатление, я посмотрел во Флориде, на каникулах, — мы с матерью и сестрой сидели в машине, в кинотеатре под открытым небом, и смотрели «Дорогу грома» с Робертом Митчумом. Мне было, наверное, лет семь. Но я до сих пор отлично помню сцены погони: бутлегеры на прокачанных «шевроле» пятьдесят седьмого года выпуска таранят на полной скорости дорожные заграждения. Эта картина произвела на меня огромное впечатление. Преступный мир, опасный и восхитительный, предстал передо мной во всей красе. Я никогда не пересматривал этот фильм — наверное, чтобы не расставаться с туманной абстракцией воспоминания.

02. «Презрение» (Жан-Люк Годар, 1963)

02. «Презрение» (Жан-Люк Годар, 1963)

Начиная с подросткового возраста, я долгое время был буквально зациклен на Бриджит Бардо. Ее губы, тело, волосы, то, как она двигается — все это было объектом моего юношеского вожделения. Я представлял ее завернутой в полотенце, в бикини, нагой. Не одежда и не драгоценности делали ее такой притягательной, а исключительно природная элегантность и чувственность. Годар прекрасно все это использовал в «Презрении».


03. «Кинооператор (Бастер Китон, 1928)
Мой любимый режиссер всех времен — Бастер Китон. Он не просто комик, он великий режиссер и актер. Его юмор удивительно человечен. Чарли Чаплин мне тоже нравится, но ему далеко до Бастера Китона, талант которого я безмерно уважаю. Он сводил к минимуму мизансценирование, используя большей частью средний и общий планы, так что его герой казался в кадре маленьким, незащищенным, одиноким. Хрупким. Это просто замечательно — уметь самим способом съемки выразить суть персонажа.

03. «Кинооператор (Бастер Китон, 1928) 

04. «Обезьяньи проделки» (Норман З. МакЛеод, 1931)
Мне очень нравятся братья Маркс, хотя во многих их фильмах читается совершенно отвратительный расистский подтекст и есть еще какие-то вещи, которые меня раздражают. Я понимаю, что это дух той эпохи. Но само по себе комедийное чутье у них совершенно невероятное. Вспоминаю газетную статью о раковом больном, которого считали неизлечимым. Он все время смотрел фильмы братьев Маркс, и у него наступила ремиссия. Этот человек уверен, что своим спасением он обязан братьям Маркс.
04. «Обезьяньи проделки» (Норман З. МакЛеод, 1931) 


05. «Токийская история» (Ясудзиро Одзу, 1953)
Мне нравится японское кино, я несколько раз был в Японии и привез оттуда кучу видеокассет с фильмами Судзуки, Одзу, Осимы, Куросавы и других, менее известных режиссеров. Я смотрел эти фильмы уже дома. Они без субтитров, так что я понятия не имею, о чем они там говорят, но удивительная вещь: я мог следить за сюжетом. Конечно, я упускаю какие-то детали, понятные только носителю языка, но прекрасно понимаю, что чувствуют герои, какие эмоции хотят выразить, — даже не зная, о чем они говорят. Если вы посмотрите фильм Одзу без субтитров, то, поверьте, вы поймете, что чувствуют герои. Речь очень важна, но это не единственный способ понять чувства. Актеры очень многое выражают незначительными жестами, взглядами — в общем, не только словами.
05. «Токийская история» (Ясудзиро Одзу, 1953)

06. «Они живут по ночам» (Николас Рэй, 1949)
Первый фильм Ника Рэя, «Они живут по ночам», — возможно, один из самых романтических фильмов за всю историю кинематографа. Его картины похожи на архитектурные сооружения: у них прочная основа, они подчиняют себе зрителя.
06. «Они живут по ночам» (Николас Рэй, 1949)

07. «Карманник» (Робер Брессон, 1959)
Я придаю большое значение звуку. Он на пятьдесят процентов составляет содержание моего фильма. Я не пренебрегаю подробностями — любыми — и не терплю никакой приблизительности. Во время монтажа я обсуждаю со звукооператором и теми, кто сидит на микшере, как добиться нужной мне атмосферы. В зависимости от этого звук приобретет необходимый смысл. Даже — и в особенности в работах Робера Брессона, где атмосфера, казалось бы, спокойная, — каждый из шумов имеет большое значение, особенно учитывая, что их немного. Достаточно вспомнить сцену в кафе в «Карманнике», в которой Брессон намеренно убирает звук, чтобы еще более изолировать своего героя.
07. «Карманник» (Робер Брессон, 1959)
08. «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967)

08. «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967)
У Мельвиля киллеры всегда носят белые перчатки монтажера. Это шутка, понятная лишь им двоим — режиссеру и монтажеру; видимо, подразумевается, что монтаж на корню убивает фильмы Мельвиля. Поэтому в «Псе-призраке» Форест (Уитакер, исполнитель главной роли — прим. tvkinoradio.ru) тоже надевает белые перчатки. Но в этой картине есть цитаты и из других фильмов. Мой любимый самурайский фильм всех времен и народов — это «Самурай».
08. «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967) 
09. «Мамочка и шлюха» (Жан Эсташ, 1973)

09. «Мамочка и шлюха» (Жан Эсташ, 1973)
Мне особенно близок стиль Жана Эсташа. Он покончил с собой. Его самый известный фильм называется «Мамочка и шлюха». Мне кажется, это один из самых сильных фильмов за всю историю кинематографа.
09. «Мамочка и шлюха» (Жан Эсташ, 1973)


10. «В упор» (Джон Бурман, 1967)
11. «В упор» (Джон Бурман, 1967)

Tags: любимое кино, топ фильмов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments